Адаптированная образовательная программа дошкольного образования  для детей с  ограниченными возможностями здоровья, имеющих  фонетико-фонематические нарушения речи

на 2015-2016 учебный год

 титульный лист

СОДЕРЖАНИЕ АОП

смотреть

АННОТАЦИЯ

к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи

 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «ЦРР – детский сад № 93» (далее – АОП ДО)  для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), имеющих фонетико-фонематические  нарушения  речи   нарушение речи (фонетико-фонематическим недоразвитием речи  (далее – ФНР, ФФНР)  разработана в соответствии с требованиями: Конвенции о правах ребенка от 13.12.1989 года; Семейного  Кодекса  Российской Федерации; Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; Федерального  государственного  образовательного  стандарта  дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155; Федеральным законом от 24.07.1998 №  124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ред. от 02.07.2013 года); Указа Президента РФ от 01.06.2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014; Письмом Минобрнауки России от 27.03.2000 года № 27/901-6 «О психолого – медико – педагогическом консилиуме образовательного учреждения»; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1. 3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15.05.2013 года № 26; Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 93» г. Курска; Лицензии   на право ведения образовательной деятельности, регистрационный № 1245 от 04.05.2012 года, выданной Комитетом образования и науки Курской области, а также  с учетом примерной основной  образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой и коррекционных программ: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи».

Цель - обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей  с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи (недоразвитием фонетической речи) и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса; предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ ФФНР:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

   ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ               ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ ФФНР:                                                                                                                                               

  • умение применять средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками;
  • владение навыками саморегуляции психофизиологического состояния;
  • способность управлять своим поведением;
  • овладение универсальными предпосылками учебной деятельности

 КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ ФФНР:

  • устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществ­лять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • развитие навыков звукового анализа (дифференциа­ция фонем и установление звуковой структуры слова);
  • уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с речевыми нарушениями;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи старших дошкольников.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования  для детей  с ОВЗ, имеющих   ФФНР  определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

В целевом разделе Программы определены цели и задачи, принципы и подходы к реализации намеченных ориентиров, планируемые результаты деятельности. В данном разделе также указаны  характеристики, значимые для ее разработки и реализации, а именно: кадровые и материальные условия; информационное и психолого-педагогическое обеспечение, сетевое взаимодействие и зависимость от климатических условий.

Содержательный раздел Программы состоит из 4-ых компонентов - образовательного, коррекционного, воспитательного и информационно - просветительского. Каждый из них  составлен с учетом специфики детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечен методическим сопровождением.

В организационном разделе Программы содержится информация об организации режима пребывания данной категории воспитанников в дошкольном учреждении, рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды и используемое материально-техническое обеспечение.