Рабочие программы

 

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1).осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Федеральный закон "Об бразовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года

Выдержка из Положения о планирования образовательной деятельности в ДОУ принятом на заседании Педагогического совета № 1 от 27 августа 2015 года и утвержденным приказом заведующего МБДОУ "ЦРР - детский сад № 93" № 197 от 27 августа 2015 года:

4.7. Рабочая программа педагога (далее  -  РП педагога) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения образовательных областей.

4.7.1. Основанием для  разработки и  наличия  РП  педагога  является  ст.48  Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

РП  является индивидуальным инструментом педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

4.7.2. Содержательной основой для составления  РП педагога является Образовательная программа Учреждения, а также парциальные программы при наличии  программно-методического обеспечения.

4.7.3.  РП педагога  должна отвечать следующим характеристикам:

  • Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели;
  • Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
  • Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей;
  • Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения;
  •  Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
  • Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки;
  • Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на  возникающие отклонения и изменения.

4.7.4. РП педагога составляется на учебный год и утверждается приказом заведующего Учреждением после процедуры проверки  и согласования с заместителем заведующего по УВР  не позднее 01 сентября текущего года.

4.7.5. Реализация неутвержденной РП не допускается.

4.7.6. Проектирование содержания образования  РП осуществляется на уровне отдельной         образовательной        области индивидуально  педагогами дополнительного образования и  узкими специалистами  Учреждения в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и авторским видением содержания образовательной области.

Проектирование содержания образования  РП для отдельной возрастной группы осуществляется  педагогическим коллективом данной группы.

4.7.7. Разделы РП педагога выстраиваются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и содержат следующие разделы: целевой, содержательный и организационный.

4.7.8. Структура  РП педагога является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно – методического материала и включает в себя следующие элементы:

- для воспитателя дошкольного учреждения:

Титульный лист – структурный элемент программы, в котором содержатся выходные данные РП. На титульном листе указывается самая необходимая информация: полное и сокращенное название образовательного учреждения,  когда и кем утверждена программа, полное название программы, срок реализации (учебный год), номер и направленность группы, возраст воспитанников, ФИО и должность авторов (автора), квалификационная категория, город и год.

Целевой раздел: Пояснительная записка – структурный элемент РП содержащий: нормативно-правовые  документы, на основании которых разработана программа; сведения о примерной образовательной программе и  используемых парциальных программах; возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников группы, цель (с учетом требований ФГОС), задачи (образовательные, развивающие и воспитательные с учетом требований ФГОС); подходы и принципы к формированию программы; планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).

Содержательный раздел: структурный элемент программы содержащий направления психолого – педагогической работы по каждой образовательной области с четким перспективным (перспективно – тематическим) планом в соответствии с примерной образовательной программой (парциальной программой). Оформляется в виде таблицы.

В состав содержательного раздела в обязательном порядке входит перспективный план работы с родителями (законными представителями) и перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (приложение № 3)

Организационный раздел: структурный элемент программы, в котором представлены условия и средства реализации РП.

В данном разделе представляется режим дня группы (на холодный и теплый период), режим двигательной активности воспитанников группы, учебный план (приложение № 4), режим НОД, традиции группы, организация РППС, в том числе и материально-техническое обеспечение.

Список литературы: структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы.

В РП педагога указывается: научно-методическая и учебно-методическая литература, интернет-ресурсы.

- для педагога дополнительного образования (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию):

Титульный лист:  полное и сокращенное название образовательного учреждения,  когда и кем утверждена программа, полное название программы, срок реализации (учебный год), возраст воспитанников на которых рассчитана программа, ФИО и должность  автора, квалификационная категория, город и год.

Целевой раздел: Пояснительная записка – содержит нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа; направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, сведения о  примерных образовательных и парциальных программах, возраст детей, участвующих в реализации данной программы; цель (с учетом требований ФГОС), задачи (образовательные, развивающие и воспитательные с учетом требований ФГОС); подходы и принципы к формированию программы; планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров) и способы определения результативности.

Содержательный раздел: перспективно – тематическое планирование (для каждого возраста отдельно);  модель взаимодействия   с родителями (законными представителями) и  другими специалистами Учреждения, перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (приложение № 3).

Организационный раздел: учебно – тематический план, который содержит возрастной перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме, при необходимости с разбивкой на теоретические и практические виды образовательной деятельности; формы  и режим образовательной деятельности.

Список литературы: научно-методическая и учебно-методическая литература,  литература для детей, литература для родителей, интернет-ресурсы.

- для учителя – логопеда:

Титульный лист:  полное и сокращенное название образовательного учреждения,  когда и кем утверждена программа, полное название программы, срок реализации (учебный год), возраст воспитанников на которых рассчитана программа, ФИО и должность  автора, квалификационная категория, город и год.

Целевой раздел: Пояснительная записка -  нормативно-правовые  документы, на основании которых разработана программа; сведения о примерной образовательной программе (коррекционных программах), особенности речевого развития детей, на которых направлена программа; цель (с учетом требований ФГОС), задачи (образовательные, развивающие и воспитательные с учетом требований ФГОС); подходы и принципы к формированию программы; планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров) и способы определения результативности.

Содержательный раздел:  содержание коррекционно – развивающей деятельности с воспитанниками с учетом имеющегося диагноза, система взаимодействия  с воспитателями, родителями (законными представителями), ПДО и другими специалистами, перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (приложение № 3).

Организационный раздел: формы и режим коррекционно-развивающей работы особенности ее организации, организация РППС для детей с нарушениями речевого развития.

Список литературы: научно-методическая и учебно-методическая литература,  литература для детей, литература для родителей, интернет-ресурсы.

- для педагога – психолога:

Титульный лист:  полное и сокращенное название образовательного учреждения,  когда и кем утверждена программа, полное название программы, срок реализации (учебный год), возраст воспитанников на которых рассчитана программа, ФИО и должность  автора, квалификационная категория, город и год.

Целевой раздел: Пояснительная записка -  нормативно-правовые  документы, на основании которых разработана программа; возрастные особенности детей дошкольного возраста; цель (с учетом требований ФГОС), задачи (образовательные, развивающие и воспитательные с учетом требований ФГОС); планируемые результаты и способы определения результативности.

Содержательный раздел:  план  деятельности по психолого – педагогическому сопровождению образовательного процесса; организация системы взаимодействия педагога – психолога; перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (приложение № 3).

Организационный раздел: формы, режим  и особенности организации психолого – педагогического сопровождения.

Список литературы: научно-методическая и учебно-методическая литература,  литература для детей, литература для родителей, интернет-ресурсы.

4.7.9. При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, заместитель заведующего по УВР накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

4.7.10. Все изменения, дополнения вносимые педагогом в РП в течение учебного года должны быть обязательно согласованы с заместителем заведующего по УВР.

Изменения и дополнения после согласования вносятся в виде вкладыша «Дополнения к рабочей программе».

4.7.11. Оригинал РП педагога, утвержденный заведующим Учреждения находится у заместителя заведующего по УВР, копии  - на руках у педагогов.

4.7.12. Ответственность за полноту и качество реализации РП возлагается на воспитателей, педагогов дополнительного образования и узких специалистов.

4.7.13. Контроль за реализацией РП в течение учебного года осуществляет заместитель заведующего по УВР.

4.7.14. РП педагога хранится 3 года после истечения срока ее действия.

Аннотация к рабочей программе группы раннего возраста

 смотреть

Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста разработана   в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми первой младшей группы и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 2 лет до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основные принципы построения и реализации Программы:

· научной обоснованности и практической применимости;

· единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

· интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

· комплексно-тематического построения образовательного процесса;

Hешение программных образовательных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослого и детей,  самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

Цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. 

 Аннотация к рабочим программам  для детей 3-4 лет

смотреть            смотреть

Данные  рабочии  программы  разработаны  и составлены  в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО  на основе  примерной основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Цель: всестороннее развитие ребёнка — развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, становление у детей научно-образовательного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

1. Стимулировать   эмоциональное   содержательное   общение   ребенка   со взрослыми.

2. Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослыми.

3. Стимулировать    проявление    признаков    внеситуативно -познавательного общения со взрослыми.

4. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать

5. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов (формы, размера, цвета), отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства.

6. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

7. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а так же об объектах неживой природы.

8. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

Содержание программ: НОД осуществляется через групповую, подгрупповую, индивидуальную форму организации детей при этом используются следующие формы работы: беседа, игра, педагогические ситуации, экспериментирование, поиск, праздник. Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности педагога и детей: познавательной, игровой, трудовой.

Содержание рабочих  программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для реализации рабочих   программ  имеется учебно-методическое и информационное обеспечение.

Аннотация к рабочим  программам  для детей 4-5 лет

смотреть              смотреть

Рабочии  программы  по развитию детей средней группы разработаны  в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.

Программы строятся на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми средней группы и обеспечивают физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 лет до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание программ представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перспективно-тематического планирования по разделам с учетом времени года и режимом пребывания в детском саду.

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. На занятиях используются разнообразные виды детской деятельности, методы и приемы работы с детьми, обеспечивающие динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяющие потребности ребенка в самостоятельной деятельности.

Цели Программ  — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 Аннотация к рабочим программам   для детей 5-6 лет

смотреть         смотреть         смотреть

Рабочии  программы  для старших  групп разработаны  согласно учебного плана и обеспечивают разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Цель  программ   — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Содержание данных   программ направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детейт по основным направления развития. В содержании программ также представлена коррекционно - развивающая работа с воспитанниками, так как группы имеют компенсирующую направленность. Программы реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в ДОУ.

Аннотация к рабочим  программам  для детей 6-7 лет 

Настоящии  рабочии  программы  обеспечивают разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программы  формируется как программы  психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
 
Рабочии  программы  построены  в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об образовании», а также на основе основной образовательной программы, ведущими целями которой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
 
 Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;(совместная деятельность)
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
 
В рабочих программах представлена коррекционно - развивающая работа с воспитанниками, так как группы посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи, ОДА).

 Аннотация к рабочей программе музыкального руководителя 

скачать

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей. Программа  включает в себя следующие разделы: «Слушание», «Пение», «Музыкально-ритмические движения»,  «Игра на детских музыкальных инструментах».

В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности: исполнительство, ритмика, музыкально-театрализованная деятельность, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное развитие ребенка.

Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи рабочей программы: формирование основ музыкальной культуры дошкольников; формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; — обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

 Аннотация к рабочим  программам  учителей -логопедов

Рабочие  программы учителей - логопедов составлены с учетом профиля компенсирующей группы, возраста воспитанников на основе современных коррекционно - развивающих программ:  Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет,  Н.В.Нищевой, Программой воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6-го и 7-го года жизни) Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.

 Целью программ является построение системы коррекционно - развивающей работы в группах компенсирующей  направленности для детей  5-7  лет.

Основой программ является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями речи.  Читать

 Аннотация к рабочей программе педагога-психолога

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения  в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников, педагогами, узкими специалистами, администрацией. Читать

Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре

смотреть

В основу рабочей программы взяты методические рекомендации Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия в детском саду». Она не противоречит с задачами образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой прописан раздел по физическому воспитанию детей и приобщения их к здоровому образу жизни.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  Законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г, «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13№26 от 15.05.2013г, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Она ориентрована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физитческое развитие.

Материалы представленные в программе ориентированы на организацию работы с детьми от 3 до 7 лет. Программа основывается на физиологических, психолого - педагогических, валеологических исследованиях, направленных на воспитание основ культуры здоровья, формирование представлений о себе и своем здоровье, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.

 Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре (бассейн)

смотреть

Настоящая рабочая программа является компонентом 2 части основной образовательной программы ДОУ формируемой участниками образовательного процесса и разработана на основе  программы Осокиной Т.И.   «Обучение плаванию в детском саду», которая не противоречит задачам и принципам Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Т.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей из опросов родителей (законных представителей) воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса физического воспитания по обучению плаванию детей 4-7 лет. Содержание деятельности распределено по месяцам и неделям, согласно календарно-тематическому планированию и представляет систему рассчитанную на один учебный год .Срок освоения программы: 3 года.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность,интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.